Прокуратура Свердловской области


официальный сайт

Новости

Прокуратура Свердловской области по итогам проверки требует от органов власти и организаций устранить многочисленные нарушения при организации похоронного дела на территории региона

Прокуратура Свердловской области провела проверку соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших.

В первую очередь, дана оценка осуществлению нормативно-правового регулирования организации похоронного дела на территории региона.

Так, Красноуфимская межрайонная прокуратура установила, что в муниципальном образовании Красноуфимский округ в нарушение Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» правовые акты, определяющие порядок деятельности кладбищ и содержания мест погребения, устанавливающие качество и стоимость услуг по погребению, не приняты. В этой связи, межрайонным прокурором в адрес главы муниципалитета внесено представление, которое находится на рассмотрении.

Наряду с этим, прокурор Пышминского района и Камышловской межрайонный прокурор выявили, что утвержденные органами местного самоуправления Положения об организации похоронного дела противоречат федеральному законодательству в части запрета проезда на территорию кладбищ и сокращения сроков повторного захоронения. В этой связи прокурорами принесены протесты.

Прокурорская проверка показала, что в ряде муниципальных образований специализированные организации не созданы, оказание похоронных услуг оказывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, что противоречит действующему федеральному законодательству.

К примеру, на территории Артинского городского округа специализированная служба по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления не создана. Услуги по погребению оказывают индивидуальные предприниматели.

Подобные факты вскрыты прокурорами городов Карпинска, Асбеста и Ивделя, Байкаловского, Верхотурского, Ачитского, Таборинского и Тугулымского районов, Алапаевским и Вернесалдинским городскими прокурорами, Ирбитским, Красноуфимским и Белоярским межрайонными прокурорами. По всем фактам прокурорами приняты необходимые меры реагирования.

В ходе надзорных мероприятий выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований на кладбищах. Так, прокуратура г. Кушвы с участием специалистов территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области установила, что содержание кладбищ городского округа осуществляется с нарушениями санитарных норм: работы по обваловке территории не проведены; площадки для мусоросборников не оборудованы; не организованы проведение агролесотехнических мероприятий и контроль эффективности после акарицидной обработки; территории кладбищ не благоустроены. В этой связи, прокурором города в адрес руководителя специализированной службы внесено представление с требованием об устранении нарушений.

Аналогичные нарушения зафиксированы прокуратурами городов Североуральска и Верхней Пышмы, Ирбитской межрайонной прокуратурой.

Наряду с этим, прокуратура Октябрьского района г. Екатеринбурга в деятельности ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания», осуществляющего кремацию умерших, вскрыла факты грубого нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, предприятием не организована санитарно-защитная зона, ее проект в установленном порядке не разработан и не утвержден; лабораторные исследования уровня загрязнения атмосферного воздуха в зоне выбросов не проведены. По результатам рассмотрения искового заявления, поданного прокурором района, судебным решением на указанное юридическое лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения до мая 2019 года.

Выполнение предусмотренных ст. 9 Закона № 8-ФЗ гарантий по погребению умерших (погибших), не имеющих близких и других родственников, в целом соблюдается.

Вместе с тем, прокуратура г. Асбеста при проверке МКУ «Ритуал», являющегося специализированной службой, в морге выявила несколько трупов, которые в течение длительного времени не захоронены. По результатам рассмотрения представления прокурора города, внесенного в адрес главы муниципалитета, нарушение устранено.

Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о том, что работа по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, занятые кладбищами, проводится органами местного самоуправления не надлежащим образом.

К примеру, прокуратурой г. Екатеринбурга установлено, что земельные участки, на которых расположены места погребения (кладбища) «Южное-3», «Южное-4», «Верхнемакаровское», «Северное» и другие, на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности на земельные участки, используемые под размещение мест погребения (кладбищ) «Кольцовское», «Палкинский торфяник», «Уктусское-2», «Уктусское-3», администрацией г. Екатеринбурга не оформлено.

Принимая во внимание, что непринятие мер по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, отсутствие зарегистрированных прав на них, приводит к осуществлению захоронений умерших на обезличенной территории, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, не позволяет провести санитарно-эпидемиологическую оценку участков и, соответственно, организовать санитарно-защитные зоны кладбищ, прокуратурой города в адрес главы администрации г. Екатеринбурга внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое находится на рассмотрении.

Аналогичные нарушения вскрыты прокурорами Артинского, Ачитского, Байкаловского, Верхотурского, Талицкого районов, городов Асбеста, Ивделя, Качканара, Североуральска, Невьянским и Режевским городскими прокурорами, Сысертским и Красноуфимским межрайонными прокурорами.

С целью восстановления законности прокурорами внесены представления, а также в суды направлены исковые заявления о возложении на муниципалитеты обязанности о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки.

Наряду с этим, прокурорами выявлен ряд действующих кладбищ, которые расположены на землях сельскохозяйственного назначения.

Так, Ирбитской межрайонной прокуратурой установлено, что часть действующих кладбищ расположена на землях сельскохозяйственного назначения. Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Каменского района. По всем фактам приняты меры реагирования.

Ранее, прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга установлено, что на земельном участке с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства» в с. Горный Щит г. Екатеринбурга индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, в том числе, по организации ритуальных услуг и проведению захоронений. По постановлению прокуратуры района индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению) в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей. Кроме того, прокуратура района в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга направила исковое заявление о признании данной деятельности незаконной, обязании прекратить дальнейшее использование земельного участка не по целевому назначению. Решением суда требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

Вопросы финансирования похоронного дела на территории региона урегулированы постановлением Правительства Свердловской области от 15.08.2005 № 662-ПП. Главным распорядителем средств областного бюджета, предназначенных на выплату социальных пособий на погребение, является Министерство социальной политики Свердловской области.

В первом полугодии 2017 года кассовые расходы средств регионального бюджета на выплату социальных пособий на погребение составили – 20,5 млн. руб. Расходы на возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела составили в 1 полугодии 2017 года – 2,9 млн. руб. 

Проверочные мероприятия вывили нарушения бюджетного законодательства и законодательства о закупках при организации похоронного дела.

Так, Артемовская городская прокуратура в ходе изучения муниципального контракта, заключенного 22.12.2016 между МБУ «Жилкомстрой» и ООО «Союз-1» на выполнение комплекса работ по летнему и зимнему содержанию территорий мест захоронений, выявила, что директор общества одновременно являлся работником данного бюджетного учреждения, на которого возложены обязанности по контролю за исполнением муниципальных контрактов. Указанное противоречит ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В этой связи, городская прокуратура директору МБУ АГО «Жилкомстрой» и главе Артемовского городского округа направила акты прокурорского реагирования.  

Обобщение практики прокурорского надзора показало, что со стороны государственных и муниципальных заказчиков имеются факты недобросовестного поведения и злоупотребления своим положением.

К примеру, Камышловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства и законодательства о закупках, по результатам которой выявлены факты растраты директором МБУ «Камышловская бюджетная организация» средств учреждения.

Установлено, что 10.12.2015 между МБУ «Камышловская бюджетная организация» и ООО «КПД» заключен договор на выполнение работ по уборке твердых бытовых отходов с территории кладбищ Камышловского городского округа. Стоимость работ составила 67 тыс. руб. Ранее, 26.02.2015 МБУ «Камышловская бюджетная организация»» заключен муниципальный контракт с ООО «Дизайнер» аналогичного содержания, сроком исполнения до 31.12.2015. Согласно актам приемки и счетам на оплату, контрактные обязательства выполнены в полном объеме.

Вместе с тем, в ходе объяснений данных в межрайонной прокуратуре, контрагенты затруднились пояснить о виде и объеме работ, выполненных в рамках контрактов.

По результатам рассмотрения материалов проверки, направленных прокуратурой в следственные органы в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения).

Всего в ходе надзорных мероприятий выявлено 115 нарушений законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, в целях устранения которых принесено 9 протестов, внесено 42 представления, к административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 5 лиц, в суд предъявлено 15 исковых заявлений, по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело.

© 2005-2017    Прокуратура Свердловской области
Все права защищены